fb ok ok instagram twitter youtube

Просмотров с 11 октября 2012: 15681

Просвещение для непосвященных

Доктор медицинских наук Н. Л. БУНДАЛО,
врач психотерапевт


Прежде всего я хочу обсудить, казалось бы совсем простое и понятное грамотным людям понятие: что такое просвещение?

Просвещение - это передача, распространение знаний и культуры. Также под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество — понятие противоположное просвещению, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий.

По мнению Канта, просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие же есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.

В произведениях А.С. Пушкина мы можем найти несколько толкований понятия просвещение и, как следствие, разное отношение к нему. С одной стороны он использовал это слово в смысле, сходном с понятием культуры и образованности:

И в просвещении стать с веком наравне. (Чаадаеву, 1821)

Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья. (Второе послание к цензору, 1824)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель. (О сколько нам открытий чудных, 1829)

С другой стороны, А. С. Пушкин использовал понятие просвещение, как синоним слова цивилизация (слово культура иногда также отождествляется с цивилизацией), отмечая в том числе и негативные её проявления:

Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведёт кочующие дни. (Цыганы, 1824)

Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран. (К морю, 1824)

Своё осмысление давал слову «просвещение» Н. В. Гоголь:

Мы повторяем теперь ещё бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду её окружавшие, и знает, зачем произносит. (Выбранные места из переписки с друзьями, 1846)

Гоголь, хотя и не без склонности к гиперболизации («Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас»), раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия «Просвещение», видя в нём не кальку с французского или немецкого, не плод влияния европейского рационализма, но бесценное наследие христианской веры. Гоголевское размышление о просвещении открывает разные ипостаси процесса просвещения, существовавшие и сосуществовавшие в отечественной истории, и расширяет идею европейского просветительства, характеризовавшего просвещение как совершенствование ума.

Предлагаемая вниманию читателей статья с просветительской целью написана мной в связи с тем, что так уж сложилось в нашей стране, что вокруг психотерапии, психологии и психиатрии вот уже несколько десятилетий витает множество мифов. Это обусловлено как исторически сложившимися обстоятельствами отечественной медицины, биологическая ее направленность, социально ориентированные особенности задач при оказании психиатрической помощи в советский период существования нашей страны, ограниченность применения психологической и психотерапевтической помощи, отсутствие специалистов в этих областях, непросвещенность населения, приоритеты и направленность идеологии в государстве и многое другое.

На этом фоне психотерапевтическая помощь, а также знания в области психологии и возможности психотерапии заболеваний не только психических, но и соматических расстройств, методы и методики используемые при осуществлении этих видов помощи населению, с одной стороны, вызывали и вызывают интерес, с другой — как любое неизвестное явление настораживают людей, вызывают боязнь и другие эмоциональные переживания, и как следствие порождает разного рода мифы, как проявление невежества.

Этому способствует также некомпетентность населения в терминологии, определении понятий.

Я работаю психотерапевтом уже более 20 лет, но до сих пор некоторые люди, когда звонят или приходят на прием, спрашивают о чем им рассказывать, путаются в понятиях названий специальностей, не знают различий психологической и психотерапевтической помощи, их возможностях, направленности и т. д. Да, что там население. В этих вопросах либо вообще не разбираются, либо плохо разбираются в том числе врачи, а порой и сами специалисты, особенно с не большим опытом. Этому способствует и сложность психологии человека, ее многогранность. Кроме того, в медицинских вузах врачей не обучают психологии. При подготовке психиатров государственная программа обучения не включает изучение психологии личности. А приобрести специализацию психотерапевта можно только после того, как у специалиста будет приобретен стаж психиатра не менее 3-х лет. Получается, что психотерапевтическими знаниями обладают очень не большая когорта людей. Для того, чтобы наработать глубокий опыт психотерапевта, так же как и психолога, необходимо очень много изучать самостоятельно. На это уходят многие годы.